С какого возраста начинается подростковый возраст по закону

Подростковый возраст – во сколько лет начинается и как долго длится?

Во сколько лет обычно начинается подростковый период? У каждого человека это происходит по-разному. Однако имеется единый критерий: когда у ребенка появляется самосознание – он становится подростком.

Начало переходного возраста

Раннее детство закладывает в малыше базу для участия в социальной жизни, труде. Социум формирует его личностные качества, помогающие ему гармонично влиться во взрослую жизнь, чему способствуют дошкольные учреждения, различные кружки, а также домашнее воспитание.

Периодизация детства и взросления

Критерии (лет)Название
0–1младенец
2–4детство раннее
4–6дошкольники
7–10младшие школьники
11–16подросток
17–18юноша / девушка
19–35молодость
36–45зрелость
46–60старшее поколение
61–75пожилые люди
более 76старость

Большинство родителей задаются вопросом: подростковый возраст – это сколько лет? Точные цифры назвать сложно, поскольку вступление каждого ребенка в данный период зависит от генетической предрасположенности и индивидуальных особенностей организма. У одних детей наступление подросткового возраста приходится на 11 лет, у других на 14.

Принято выделять три этапа переходного возраста:

  1. Организм готовится к изменениям – предпубертатный период.
  2. Формируются вторичные половые признаки – пубертатный.
  3. Фаза завершения подросткового периода – постпубертатный.

Помимо общих черт подростковый возраст у различных народов, национальностей имеет свои особенности, вызванные географическим, национально-культурным и иными аспектами. У детей формируются черты характера, привычки, которые отвечают общепринятым нормам данной среды.

Во сколько лет начинается переходный возраст в России? На протяжении столетий пубертатный период у русскоязычного населения назывался «отрочество». Он продолжался с 12 до 17 лет. По настоящий момент эта норма в нашей стране осталась неизменной.

Психологическая ломка

На фоне физиологического взросления происходят психические изменения. Для ребят данной возрастной группы характерны эмоциональные вспышки, личная активность, стремление к самостоятельности, самоутверждению в глазах окружающих. Их гордость страдает из-за того, что они вынуждены зависеть от родителей.

Подростки очень активно стремятся подражать старшим, ориентируясь при этом на ценности современного мира. У них появляется повышенный интерес к своей личности, самооценка. Начинает проявляться противоположное состояние: конфликт с собой. Взрослеющий ребенок зачастую имеет болезненное самомнение, порою беспечное отношение к своей жизни. Все незначительные проблемы кажутся катастрофическими, они проявляются весьма эмоционально.

Взросление мальчика

Давайте разберемся – когда начинается подростковый возраст у мальчиков? Научные исследования говорят, что «мальчиковый» предпубертатный период обычно начинается в 11. Оканчивается примерно в 16.

Трудный возраст обусловлен гормональной перестройкой. У мальчика изменяется голос, начинается активное наращивание мускулов, развиваются половые органы, появляются маленькие усики и пушок на лице, а также растительность на других частях тела. Выработка гормонов в организме влияет на поведение подростка: он становится груб, неуправляем. Сильное половое влечение доставляет юноше дискомфорт (даже когда он находится в младшем подростковом возрасте – а это 11 лет).

Взрослеющие мальчишки стремятся к максимальной независимости. Нередко она становится непредсказуемой и безрассудной. Всплески гормонов приводят юношу к бунтам и истерическому поведению. От этого страдает не только он, но также домочадцы. У мальчиков сложный период протекает сложнее, чем у девочек. Этому подтверждение грустная статистика: убегают из дома, становятся наркоманами или алкоголиками чаще всего дети мужского пола.

В воспитании мальчика неоценимую роль играет отец, который должен быть образцом мужского поведения. Чтобы сформировать будущую гармоничную личность из своего сына, отец должен наладить с ним контакт на базе полного взаимопонимания. Если семья неполная, то данная роль отводится деду или дяде.

Взросление девочки

Половое развитие у девочек наступает раньше, чем у мальчиков, поэтому в подростковый период девочка вступает зачастую в 9 лет – а это раньше обозначенного срока. Оканчивается сложный период примерно в 15.

У ребенка появляются вторичные половые признаки: расширяются бедра, тело становится более округленным. Может увеличится масса тела. На лобке и подмышками появляются волосы. Нередко выскакивают угри, что приносит подростку массу комплексов. Физиологическое состояние девочки очень часто приводит к тому, что она не воспринимает свое тело. Другая сторона медали – повышенный интерес к противоположному полу.

Как и у мальчиков, у взрослеющих девочек появляется потребность доказать всем, что они взрослые. Необходимость в самоутверждении лишает их возможности сохранять спокойствие все время, пока длится подростковая фаза жизни, принимать разумные решения. Характер девочки становится трудно-контролируемым.

Полезные рекомендации

Подростковый возраст длится примерно 4–5 лет. Все это время родителям нужно ставить себя на место своего ребенка. От старших требуется благородство по отношению ко всем людям, терпимость и гибкость по отношению к подростку. Неокрепшее сознание взрослеющего ребенка впитывает поведенческую манеру взрослых. Если родители критикуют и осуждают учителей, соседей, друзей, то тем самым засевают психику своего чада зернами неприязни к окружающим.

Важный аспект – полноценный сон. Норма ночного отдыха составляет 8 часов. Если подросток не высыпается, то его нервная система расшатывается, он испытывает стресс. Начинаются проблемы.

Очень важно физическое развитие взрослеющего ребенка. Спорт поможет снять напряжение, связанное с гормональными выплесками. Правильное, сбалансированное питание обеспечит потребность подрастающего организма в витаминах, микроэлементах, белках, углеводах и т.д.

Если вышеприведенные рекомендации не приносят ожидаемого результата, то следует обратиться за консультацией к опытному психологу. Основные «симптомы», сигнализирующие о такой необходимости:

  • постоянная подавленность;
  • отстраненность;
  • отсутствие аппетита;
  • хамство;
  • демонстративные поступки;
  • жестокость;
  • «деньголюбие».

Если ребенок требует карманных денег сверх нормы, то родителям следует отреагировать на этот тревожный сигнал. За «деньголюбием» может скрываться ужасная причина: употребление наркотиков. При обоснованном подозрении необходимо обследовать ребенка в наркодиспансере.

Окончание постпубертатного возраста

В последние годы психологи отмечают, что подростковый возраст заканчивается после совершеннолетия. Этот феномен имеет причины. Рассмотрим их.

Сегодняшняя эпоха цифровой экономики требует от молодых людей конкурентоспособного образования, на получения которого уходит очень много времени. Следовательно – отодвигается срок, когда молодой человек станет взрослым: будет финансово самостоятельным, чтобы создать полноценную семью. К тому же, многие парни и девушки возрастом от 18 до 35 лет продолжают жить с родителями.

Итак, психология взросления ребенка может немного снизить градус накала, облегчить нелегкую ношу родителей. И тогда подросток придет к согласию с собой.

Когда начинается переходный возраст и как вести себя с ребёнком

Уберите назидательный тон и включите уважение. Ваш подросток не издевается над вами — он просто взрослеет.

Какой возраст считается переходным

Переходным, или подростковым возрастом называют длительный и непростой этап превращения ребёнка во взрослого человека. ВОЗ относит Adolescence к подросткам детей и молодых людей от 10 до 19 лет. Переходный возраст охватывает период полового созревания, или пубертат, однако не ограничивается им. Ведь повзрослеть человек должен не только физически, но и психологически, а на это требуется больше времени.

Переход от детства к взрослой жизни делится на три этапа Adolescent Development : ранний, средний и поздний.

Ранний подростковый возраст: 10–14 лет

У детей начинается половое созревание, которое сопровождается интенсивным физическим ростом и развитием половых признаков. У девочек гормональные изменения запускаются PUBERTY на 1–2 года раньше, чем у мальчиков, и длятся в среднем 3 года, а у их одноклассников — 4. Ключевое здесь — в среднем. В норме процесс занимает от 2 до 6 лет.

Как понять Earlier Puberty: Age 9 or 10 for Average U.S. Boy , что ребёнок вступил в фазу пубертата? У девочек в первую очередь набухает грудь, чуть позже наступают месячные. У мальчиков увеличиваются яички. И у тех, и у других появляются Why is puberty starting younger? первые волоски на лобке.

В раннем подростковом возрасте дети живут сегодняшним днём. Они пока не умеют устанавливать How To Recognize The 3 Stages Of Adolescence причинно‑следственные связи между своими действиями и далекоидущими результатами. В эмоциональном плане школьники часто испытывают перепады настроения. Постепенно расширяется их круг общения: они выходят за рамки семьи и близких друзей, охватывая различные группы ровесников.

Средний подростковый возраст: 15–17 лет

Половое созревание завершается: физически тинейджеры могут продолжить род, но психологически они ещё не готовы к родительству. У девушек замедляется рост, а у парней он всё ещё бывает интенсивным.

Молодым людям уже удаётся решать сложные проблемы, они умеют заглядывать в будущее и планировать его. Им хочется оторваться от семьи, но в то же время необходимы родительская поддержка и чувство безопасности, которое дают им родные стены.

Центром социальной жизни становится компания сверстников. Подросток очень зависим от мнения друзей, они же часто становятся для него основными авторитетами.

Поздний подростковый возраст: старше 18 лет

Согласно разным источникам, этот период может длиться до 21 года и даже до 24 лет. К его завершению молодые люди начинают мыслить рационально, обретают эмоциональную стабильность и настоящую, а не мнимую независимость. Они способны строить свою жизнь самостоятельно, без помощи родителей, и в своих решениях опираются на себя, а не на мнение друзей. К слову, многие так и застревают в позднем подростковом периоде на всю жизнь.

Каковы особенности детей переходного возраста

На тинейджера обрушивается двойная нагрузка: с одной стороны, его штормит от гормонов, с другой — он взрослеет психологически и отрывается от семьи. В мозге у подростков происходит настоящая революция, которая выражается в следующих поведенческих особенностях Why 14 is the riskiest age for a teenager .

Их очень смущают пристальные взгляды

Тинейджеры чувствуют беспокойство, если знают, что за ними следят ровесники или родители. Они могут даже вспотеть от напряжения.

Они принимают невыгодные решения под влиянием компании

Подростки в возрасте 13–16 лет не так уж склонны рисковать, находясь наедине с собой. Другое дело — в компании сверстников. Они скорее нанесут себе вред, чем ударят в грязь лицом перед другими. Причём такое поведение наблюдается и в более позднем возрасте — вплоть до 21 года.

14 лет называют Why 14 is the riskiest age for a teenager самым опасным возрастом: подросток как никогда склонен рисковать и принимать необдуманные решения под влиянием ровесников.

У них ухудшается память

Некоторые исследования показывают, что в период с 12 до 14 лет подросткам сложнее даётся запоминание, и в результате может упасть успеваемость. Возможно, это происходит из‑за гормональной перестройки.

Их не мотивируют наказания

Нейропсихологи установили The Computational Development of Reinforcement Learning during Adolescence , что в возрасте от 12 до 17 лет наилучшим стимулом к хорошей учёбе выступают поощрения. А вот к наказаниям тинейджеры гораздо менее восприимчивы, чем люди в возрасте 18–32 лет.

Они находятся в поиске себя

Отсюда — склонность экспериментировать с внешностью: красить волосы, делать татуировки, вызывающе одеваться.

Как общаться с подростком

Переходный возраст нельзя отменить. Ваш ребёнок взрослеет, отдаляясь от вас, и это нормально. Готовьтесь постепенно отпускать его, поощряя попытки тинейджера найти себя и быть самостоятельным.

Вспомните себя в этом возрасте

Наверняка вы не были ангелом и здорово потрепали нервы собственным родителям. Если снова ощутите себя подростком, вам будет проще наладить мосты с ребёнком, которым управляют гормоны и мнение ровесников.

Поддерживайте увлечения ребёнка

Если подросток охотно разговаривает с вами о том, что его увлекает, — отлично. Значит, несмотря на гормональные бури, между вам сохранилась связь. Идеально, когда вы разделяете его хобби: вместе создаёте мультики на компьютере или играете в футбол. Но это совсем необязательно. Достаточно проявлять уважение к его выбору и искреннюю заинтересованность.

Помогите ему справиться с новым телом

Подростку непросто совладать со своим новым телом, которое слишком быстро меняется. Никогда не критикуйте его внешность. Наоборот — помогите тинейджеру принять и полюбить нового себя. Поддерживайте его самооценку, не сравнивайте с другими людьми. Поощряйте занятия спортом, а лучше — ходите на стадион или в спортзал вместе.

Не доставайте расспросами и советами

Подростков часто раздражают чрезмерная опека, назойливые советы и разговоры, похожие на допросы: где был? Чем конкретно вы занимались с друзьями? Что с тобой не так? Если ребёнок отвечает неохотно и односложно, смените тактику.

Читайте также:  С кагого возраста можно покупать спиртное

Меньше говорите, больше слушайте и давайте тинейджеру возможность высказаться. Выстраивайте диалог с ним, как с умным взрослым человеком, чьё мнение вам важно.

В обществе принято демонизировать тинейджеров. Нам не нравится, что дети, которые ещё вчера исполняли наши команды, вдруг начинают бунтовать и становятся независимыми. С этим трудно смириться.

Позволяйте совершать ошибки

Ослабьте контроль и перестаньте всё решать за подростка. Вы можете дать совет, рассказать о возможных последствиях неправильного шага, но позвольте тинейджеру ослушаться и набить свои шишки. В большинстве случаев он сможет извлечь урок. Только ни в коем случае не добивайте его фразой: «А я же говорил(а)…»

Чаще обнимайте

Каким бы колючим и отстранённым ни казался подросток, он периодически нуждается в телесном контакте с родителями. Объятия — это сигнал о заботе и безопасности. Единственное, не стоит лезть с нежностями на людях, особенно при ровесниках. Оставьте их для домашнего общения.

Принимайте тинейджера таким, какой он есть

В принципе, это правило касается общения с любым человеком, а не только с подростком. Не пытайтесь переделать его в соответствии со своими установками и взглядами. Он — отдельная личность, которую вы любите несмотря ни на что.

Особенности подросткового возраста

В своей речи многие часто употребляют словосочетания «подростковый возраст» или «переходный возраст», зачастую даже не задумываясь, что это такое, чем характеризуется и когда наступает. Между тем нельзя назвать конкретные цифры, когда начинается и заканчивается этот период.

Один ребенок становится подростком в 11 лет, другой – в 13, и не годы являются главным параметром, по которому можно определить, наступил ли подростковый возраст или еще нет.

Со скольки лет начинается подростковый возраст

Подростковый возраст, который также называют переходным, – это период взросления человека в физиологическом и эмоциональном плане, время перехода из детского состояния во взрослое. В основе этого процесса лежит половое созревание (пубертатный период). У всех оно начинается в разном возрасте: многое зависит от наследственности, образа жизни и даже питания.

У одних перестройка организма начинается в 10 лет, у других – в 13 лет, и растянуться она может на 5-7 лет или произойти стремительно за 2-3 года. Поэтому временные рамки, которые ограничивают подростковый возраст, условны. Чаще всего подростками считают девочек 10-15 лет и мальчиков 11-17 лет, так как у девочек половое созревание начинается раньше и проходить чуть более стремительно, нежели у мальчиков.

Связь с пубертатным периодом

Понятие «переходный возраст» шире понятия «пубертатный период», так как включает в себя не только половое созревание, но и другие физиологические процессы и, главное, эмоциональное взросление, становление личности.

Подростковый возраст принято делить на три основных этапа:

  1. Предпубертатная фаза, когда организм только готовится к предстоящей перестройке.
  2. Пубертатная фаза, когда формируются вторичные половые признаки.
  3. Постпубертатная фаза, когда завершается половое и физиологическое формирование организма.

Для родителей очень важно не пропустить момент, когда в организме их чада начнут происходить соответствующие изменения, чтобы вовремя сменить тактику поведения и обеспечить более легкое течение этого непростого периода в жизни всей семьи.

Причины переходного возраст и как можно его распознать?

Мальчик станет мужчиной, девочка – женщиной, – этот факт очевиден. Но с рождения представители разных полов отличаются лишь первичными половыми признаками. Но приходит момент, когда мозг командует старт организму, и начинается интенсивное развитие вторичных половых признаков.

У девочек шире становятся бедра, формируются молочные железы, растут волосы на лобке и под мышками, появляются менструации. У мальчиков увеличивается размер яичек и полового члена, растут волосы в паху и в подмышечной зоне, шире становятся плечи, ломается и грубеет голос. Все эти изменения обусловлены усиленной выработкой гормонов.

Гормональный всплеск имеет и побочные действия. Так, интенсифицируется деятельность сальных желез, из-за чего происходит закупорка пор на лице, спине, появляются прыщи, которые доставляют подростку массу переживаний. По этой же причине может происходить увеличение не только мышечной, но и жировой массы, из-за чего подростки прибавляют в весе. Это не слишком приятное изменение их тоже сильно тревожит. Не самым лучшим образом гормональные бури сказываются на эмоциональном состоянии. Для подроста и окружающих его людей наступают не самые легкие времена.

В этот же период взрослеющий человек пытается найти свое место в мире, самоутвердиться и доказать всем свою состоятельность: учителям, родителям, сверстникам, в особенности – лицам противоположного пола, к которому испытывает все возрастающий интерес и влечение. Далеко не каждый шаг на пути к самоутверждению усыпан розами, а неудачи в этом возрасте воспринимаются особенно болезненно.

Когда признаки полового созревания налицо, родителям необходимо изменить отношение к подростку и свое поведение, иначе конфликта не избежать. Недопустимо оставлять ребенка один на один с проблемами, которые его тревожат, и уж тем более обвинять его в том, что он стал нарушителем спокойного течения жизни в семье. Подросток не меньше младшего школьника нуждается в любви и еще больше – в уважении.

Психология переходного возраста

Подросток – уже не ребенок, но еще не взрослый. Он видит, какие изменения происходят с его организмом, но испытывает в связи с этим противоречивые чувства.

С одной стороны, он понимает, что становится похожим на взрослых, и что процесс этот – естественен. С другой стороны, его пугают происходящие изменения, он стесняется их, особенно если пубертатный период у него наступил чуть раньше, чем у его сверстников.

Он пытается «замаскировать» изменения под модной, как у всех одеждой, зачастую эпатажной, отвлекающей внимание на себя. Он пытается идентифицировать себя с другими подростками, стараясь вести себя, как все они, одеваться, как все они.

Одновременно с желанием скрыть происходящие в нем изменения, подросток старательно пытается заявить о себе, как о личности, ни в чем не уступающей другим и даже превосходящей других. Ему нужны самая модная одежда, самые «крутые» гаджеты. Превзойти во всем: в спорте, в учебе, в покорении противоположного пола – подростки стремятся и сверстников, и родителей.

При этом проигрывать они еще не научились: раньше им редко приходилось падать и ушибаться, а теперь приходится часто. В результате частых неудач ребенок может впасть в депрессию, замкнуться в себе или, напротив, стать агрессивным, озлобиться.

Причиной депрессии и комплексов могут стать и юношеские прыщи, прибавка массы тела, а также другие изменения во внешности, которые подростку кажутся «неправильными». Ему может показаться, что у него слишком большие уши или нос, что он выглядит нелепо, так как остался худым, но сильно вытянулся, «как жердь».

Если учесть, что в подростковом возрасте потребность нравится противоположному полу особенно велика, и именно в этом возрасте настигает первая влюбленность, внешнее несовершенство, часто мнимое, воспринимается подростками очень болезненно. Бывают даже случаи, когда недовольство своей фигурой, наличием прыщей на лице, становились причинами суицида.

Дополнительные муки подростку приносит позиция взрослых, не желающих признавать его право принимать решения. Он хочет, чтобы окружающие воспринимали его как взрослого и для этого копирует их поведение, пытается отстоять свои права, делая все наперекор. При этом отвечать за свои поступки, в отличие от взрослых, он еще не готов, их последствий в полной мере не осознает – протестные настроения могут довести подростка до беды.

Почему трудно быть родителем подростка


В желании подростка доказать свою самостоятельность многие родители видят признак неуважения. До этого ребенок был управляем, а теперь «вышел из-под контроля». Потерю власти над своим чадом многие переживают болезненно, пытаются поставить его на место, чем только усугубляют ситуацию.

Потерю контроля над ситуацией родители могут воспринимать с тревогой не столько из-за того, что им хочется всегда быть главными и всеми командовать, как может показаться подростку, а из-за тревоги за свое чадо. Они просто боятся, что, не имея достаточно жизненного опыта, он наделает ошибок, которые потом трудно будет исправить, а может, и невозможно. Родителям непросто смириться с тем, что пришло время «разорвать пуповину» – им это по-настоящему больно.

Дополнительная сложность в том, что эмоциональное состояние у подростка неуравновешенное, они обидчивы, иногда агрессивны.

Стоит сказать, что и сами родители в это время могут переживать кризис, но только не подросткового, а зрелого возраста, и тоже находиться в эмоциональном возбуждении.

Заключение

Пережить подростковый возраст сложно как самим детям, так и их родителям. Недопонимание и нежелание войти в положение друг друга может стать причиной конфликта в семье.

Любовь, понимание и уважение – вот три кита, на которых зиждется семейное благополучие.

Подростковый возраст

В подростковом возрасте заканчивает работать инстинктивная программа привязанности, которая заставляла ребенка ориентироваться на взрослых и слушаться их. Этот механизм эволюция создала для того, чтобы защитить малышей. А вот в 13-14 лет ребёнок, с точки зрения природы, становится уже взрослой особью. И для самого подростка это оборачивается кризисом идентичности.

– У ребенка начинается период, когда ему надо разобраться в себе и понять — кто он, что он, чего он хочет, – говорит Людмила Петрановская. – В это время он уже не может так легко слушаться взрослых, как раньше. А своей опоры у него нет, ему ещё предстоит её выработать и найти. Поэтому детей носит — он/она увлекается то одним, то другим, думает то одно, то другое.

Еще вчера ребёнок был бодр и весел, лез обниматься и охотно рассказывал все свои беды и радости. И вот — словно подменили: стал замкнутым, грубым и непослушным.

– Подростковый период — непростой даже по физическим причинам, – говорит Людмила Петрановская. -У подростка увеличивается тело, перестраивается работа многих органов. Бывает период быстрого роста, когда ребёнок за год вырастает на 20-30 сантиметров. Это может сопровождаться астеническими состояниями — быстро устает, упадок сил. Начинается бурная гормональная жизнь, и на первых порах это все очень нестабильно. От этого бывают перепады настроения: то беспричинная грусть и тоска, то поубивать всех хочется.

В подростковом возрасте у детей слетают розовые очки — они замечают, что их мамы и папы не самые умные, сильные и красивые на свете. Понятно, что подросток начинает относиться к своим родителям скептически и начинает сомневаться в их авторитете. Ну кому такое понравится?

– Родителям тут лучше немного отойти в сторонку, – говорит психолог. – Взрослые уже не могут управлять эмоциональным состоянием детей. Это маленького ребёнка при ссоре с друзьями можно обнять, поцеловать – и он успокоится. Подросток же будет держать все в себе и так легко не дастся. Поэтому нужен баланс между контролем и доверием.

Один из самых частых поводов для конфликта — это возвращение домой затемно. Многие подростки стесняются, когда их встречают родители. При этом сами они не могут вернуться в условленное время, обязательно опаздывают (и в этом в общем-то ничего трагического, вспомните себя в их возрасте).

Как делать не надо

Водить ребёнка за ручку – не вариант. Подросток изловчится и придумает миллион способов избежать “позорища” перед друзьями.

“Забить” и разрешить ему гулять до скольки вздумается – тоже опасно.

Как будет лучше

Предложите ребёнку решить самому, как ему будет лучше. И дать возможность передумать, если понадобится. Например, подросток может решить, что будет сам возвращаться домой, но если дорога дальняя или ему стало страшно — всегда можно позвонить маме с папой и попросить встретить. Таким образом ребёнок учится принимать взрослые решения самостоятельно, но не теряет поддержку и опору на родителей.

Подростки (как и многие взрослые) постоянно сидят в соцсетях. Интернет и видеоигры им точно интереснее, чем реальная жизнь. Но нужен баланс между тем и другим.

Как делать не надо

Это в 10 лет можно запретить ребёнку сидеть в телефоне и соцсетях. В 15 лет он спокойно возьмет девайс у одноклассника и заведет себе тайный аккаунт.

Читайте также:  С какого возраста можно продавать энергетические напитки по закону

Как будет лучше

Все спорные моменты надо обсуждать. Боитесь, что в интернете на ребёнка обрушатся маньяки, наркотики и порнография — обсудите с ним все свои опасения и выработайте правила безопасного поведения в сети. И постарайтесь оставить ему право на ошибку — не наказывайте его за каждый прокол и не хватайтесь за валерьянку. Иначе потом ребёнок просто перестанет рассказывать родителям о своих проблемах.

– Понятно, что ссор и конфликтов не избежать — они и должны быть, иначе как ребёнок научится отстаивать свое мнение и почувствует себя отдельной от родителей личностью? – говорит Людмила Петрановская. – Хорошо, если у ребёнка будет какой-то другой взрослый, с которым можно обсудить спорные вопросы, старший друг, учитель или родственник. Если сказать маме с папой, что ты не хочешь поступать в вуз, а хочешь стать музыкантом, у них будет инфаркт. А вот с другим человеком можно серьезно обсудить все плюсы и минусы такого решения.

Ребенок красит волосы в яркие цвета, рисует китов, постит мрачные песни в соцсетях и, о ужас, хочет сделать тату. Как понять, это просто поиски себя — или же с ним происходит что-то страшное?

Когда стоит тревожиться

Если ребёнок делает что-то с собой, чтобы выместить тяжелые чувства, – это опасный сигнал. Это может быть и селф-харм, когда подростки намеренно вредят себе, делают порезы, уколы и ожоги. Человек словно пытается физической болью заменить душевную боль, чувство одиночества и подавленности.

– Часто какие-то травмы и опасные ситуации сопровождаются утратой интереса и мотивации, – говорит психолог. – Если ребёнок стал апатичным, и ему словно все равно, что он ест и как выглядит, если он перестал общаться с друзьями, стал часто болеть — то это уже тревожные симптомы.

А когда можно расслабиться

– Если ребёнок с новым цветом волос делает селфи и радостно обсуждает его со всеми друзьями, то все нормально, – объясняет Петрановская. – Если разглядывает романтичные картинки и боится, что тату будет делать больно, можно предложить ему временный переводной вариант — а вдруг картинка надоест?

Если ребёнок не хочет учиться, ходить на секции, готовиться к ЕГЭ, а хочет только рисовать картинки и сочинять музыку, то все нормально, успокаивает Петрановская, ему не интересно то, что родители считают важным. И это нормально.

Подростковый возраст

Когда мы, взрослые, думаем о подростках, иногда представляем себе замкнутых, угрюмых и своенравных детей, у которых на уме одни фантазии и прочие глупости. При этом забываем, что на свет появились не сразу в 30/40/50 лет из великого эфира, а вполне так же в своё время занимались и фантазиями, и прочими глупостями.

Но мало что мы помним: через какие кризисы и с какими проблемами нам приходилось сталкиваться, и что важнее – что мы чувствовали в тот момент на самом деле?

Предлагаем к изучению интересную статью, подготовленную психологами ГОУ ЦО №548 «Царицыно» Воробьевой Е.А. и Щедловской М.П.

Общая характеристика подросткового возраста

Подростковый возраст охватывает период от 10-11 лет до 13-14 лет и является одним из самых сложных и ответственных в жизни ребенка и его родителей. Этот возраст считается кризисным, поскольку происходят резкие качественные изменения, затрагивающие все стороны развития и жизни. Кризис подросткового возраста связан с изменением социальной ситуации развития и ведущей деятельности.

Социальная ситуация развития — это особое положение ребенка в системе принятых в данном обществе отношений. В подростковом возрасте она представляет собой переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости. Подросток занимает промежуточное положение между детством и взрослостью.

Ведущая деятельность — эта та деятельность, которая определяет возникновение основных изменений в психическом развитии ребенка на каждом отдельном этапе. Если у младших школьников такой деятельностью является учебная, то в подростковом возрасте она сменяется на интимно-личностное общение. Именно в процессе общения со сверстниками происходит становление нового уровня самосознания ребенка, формируются навыки социального взаимодействия, умение подчиняться и в тоже время отстаивать свои права. Кроме того, общение является для подростков очень важным информационным каналом.

В результате такой резкой смены интересов в подростковом возрасте часто страдает учебная деятельность, снижается школьная мотивация. Пытаясь вернуть прежние школьные успехи, родители стараются ограничить детей в общении со сверстниками. Однако важно помнить, что именно общение со сверстниками является наиболее важной для подростков деятельностью и оно необходимо для полноценного психического развития ребенка.

Многие особенности поведения подростка связаны не только с психологическими изменениями, но и с изменениями, происходящими в организме ребенка. Половое созревание и неравномерное физиологическое развитие подростка обуславливают многие его поведенческие реакции в этот период. Подростковый возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью и резкими колебаниями настроения (от экзальтации до депрессии). Поведение подростков зачастую бывает непредсказуемым, за короткий период они могут продемонстрировать абсолютно противоположные реакции:

  • целеустремленность и настойчивость сочетаются с импульсивностью;
  • неуемная жажда деятельности может смениться апатией, отсутствием стремлений и желаний что-либо делать;
  • повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быстро сменяются ранимостью и неуверенностью в себе;
  • развязность в поведении порой сочетается с застенчивостью;
  • романтические настроения нередко граничат с цинизмом, расчетливостью;
  • нежность, ласковость бывают на фоне недетской жестокости;
  • потребность в общении сменяется желанием уединиться.

Наиболее бурные аффективные реакции возникают при попытке кого-либо из окружающих ущемить самолюбие подростка. Пик эмоциональной неустойчивости приходится у мальчиков на возраст 11-13 лет, у девочек — на 13-15 лет.

В подростковый период возникает ряд важнейших личностных задач. Основные линии развития подростков связаны с прохождением личностных кризисов: кризиса идентичности и кризиса, связанного с отделением от семьи и приобретением самостоятельности.

Кризис идентичности

Что касается первого кризиса, то кратко можно сказать, что в это время происходит поиск и выбор новой взрослой идентичности, новой целостности, нового отношения к себе и к миру. Внешне это проявляется в активном интересе к себе: подростки постоянно что-то доказывают друг другу и самому себе; они общаются на темы, затрагивающие моральные и нравственные вопросы, межличностные отношения; появляется интерес к исследованию себя, уровня развития своих способностей через прохождение тестов, участие в олимпиадах.

Бурное развитие сознания и самосознания обуславливает интерес к себе, поэтому ребенок в подростковом возрасте склонен к уходу в себя, чрезмерно самокритичен и чувствителен к посторонней критики. Поэтому любая оценка со стороны значимых взрослых может вызвать бурную и непредсказуемую реакцию.

Становление нового уровня самосознания, Я-концепции выражается также в стремлении понять себя, свои возможности и особенности, свое сходство с другими людьми и свое отличие — уникальность и неповторимость. Познание себя через отличие зачастую происходит через противопоставление себя миру взрослых. Отсюда может идти негативизм в отношении норм и ценностей взрослых, их обесценивание. «Я не такой как вы! Я никогда не стану таким!», — вот достаточно характерные для подросткового возраста фразы.

Как следствие, в этом возрасте наблюдается резкое понижение ценности общения в семейном кругу: самыми большими авторитетами становятся друзья, а не родители. Требования, идущие со стороны родителей, в этот период сохраняют свое влияние на подростка лишь при условии, что они значимы и за пределами семьи, в противном случае они вызывают протест.

Познание себя через сходство с другими происходит у подростков при общении со сверстниками. Подростки имеют свои собственные нормы, установки, специфические формы поведения, которые образуют особую подростковую субкультуру. Для них очень важно чувство принадлежности, возможность занять свое место в референтной группе. Внешне это противоречит бунту против норм взрослых, но именно в такой ситуации формируется самосознание – социальное сознание, перенесенное вовнутрь.

Таким образом, можно сказать, что в подростковом возрасте резко падает авторитет взрослого и возрастает значимость мнения сверстников. И не удивительно, что родители жалуются на то, что их ребенок «совсем от рук отбился… не слушает моего мнения, хотя я желаю ему только добра… для него важны только друзья…». Их попытки «достучаться» до внутреннего мира ребенка, как правило, ни к чему не приводят, а лишь усугубляют ситуацию. Здесь важно помнить, что подросток вряд ли будет обсуждать со взрослыми личностно значимые вещи, но зато с удовольствием поговорит о социальных явлениях.

Кризис, связанный с отделением от семьи и приобретением самостоятельности

Отечественные психологи выделяют еще одну важную особенность подросткового возраста – чувство взрослости. Внешне это выглядит как стремление к самостоятельности и независимости. Он стремиться расширить свои права, делать так, как он сам хочет, знает, умеет. Такое поведение часто провоцирует запреты. Но это необходимо, т.к. именно подобном противостоянии со взрослыми подросток исследует свои границы, пределы своих физических и социальных возможностей, рамки дозволенного. Через такую борьбу за независимость он удовлетворяет потребности в самопознании и самоутверждении, узнает свои возможности и учиться действовать самостоятельно.

Важно, чтобы эта борьба происходила в безопасных условиях и не принимала крайних форм. Ведь для подростка важна не столько сама возможность самостоятельно распоряжаться собой, сколько признание окружающими взрослыми этой возможности. В этом возрасте они считают, что между ними и взрослым нет принципиальной разницы. Однако не нужно путать безопасные условия с попустительством и вседозволенностью. Как уже говорилось выше, подросткам необходимы ограничения для того, чтобы познать свои границы. Кроме того, еще одной характерной чертой подросткового возраста является несоответствие представлений о своих желаемых и реальных возможностях. Вседозволенность в этой ситуации может привести к непоправимым последствиям, вплоть до криминальных действий.

Очень часто родители, уже прошедшие период становления и самоутверждения в жизни, но, имея в своем жизненном опыте ошибки и трудности, стараются оградить от них своих детей. Забывая при этом, что человек не может учиться только на положительном опыте. Чтобы «познать, что такое хорошо и что такое плохо» подросток должен все это пропустить через себя. Роль родителей в этом процессе заключается в том, чтобы ребенок не допускал фатальных и неисправимых ошибок, смягчая и не допуская до крайности процесс жизненного познания.

Итак, для подросткового возраста характерны следующие особенности:

  • половое созревание и неравномерное физиологическое развитие, обуславливающие эмоциональную неустойчивость и резкие колебания настроения;
  • изменение социальной ситуации развития: переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости;
  • смена ведущей деятельности: учебную деятельность вытесняет интимно-личностное общение со сверстниками;
  • открытие и утверждение своего «Я», поиск собственного места в системе человеческих взаимоотношений;
  • познание себя через противопоставление миру взрослых и через чувство принадлежности к миру сверстников. Это помогает подростку найти собственные ценности и нормы, сформировать свое представление об окружающем его мире;
  • появление «чувства взрослости», желание подростка признания своей «взрослости». В этом возрасте подростки стремятся освободиться от эмоциональной зависимости от родителей.

Это далеко не все изменения, происходящие в этот период. Но именно они, в первую очередь и наиболее ярко, сказываются на взаимоотношениях «родитель-ребенок».

Рекомендации родителям

— Разработайте систему последовательных требований, правил и санкций за их нарушение, а также поощрений. Необходимо, чтобы ребенок принимал участие в обсуждении, был в курсе этих правил и согласился с мерами наказаний. Требования и правила должны быть хорошо аргументированы и понятны ребенку. Наказания должны применяться последовательно, а не быть угрозой только на словах.

— При установлении каких-либо запретов желательно соблюдать следующую последовательность в процессе диалога:

  1. Объясните ребенку, что именно вас не устраивает в его действиях (но не в нем самом!), выразить свои чувства по поводу происходящего в форме «Я-посланий». Например: «Я очень испугалась, когда увидела, что ты прыгаешь с такой высоты».
  2. Аргументируйте свой запрет. Например: «Я не могу тебе позволить так прыгать, поскольку это опасно для жизни».
  3. Выясните, какую цель преследует ребенок своими действиями, и совместно найдите иные пути достижения цели или поставьте более реальную цель. Важно, чтобы ребенок тоже вносил свои предложения. Например: «Но если очень хочешь прыгать, то можно записаться в секцию прыжков на батуте. Или, может быть, у тебя самого есть идеи, как реализовать твои желания безопасным способом?».
Читайте также:  С какого возраста уходят на пенсию чернобыльска зона?

— Проявляйте свою заботу о ребенке не только в форме требований и ограничений, но и в форме эмоциональной поддержки, тепла, искреннего интереса к жизни ребенка. Больше и чаще демонстрируйте свои чувства. Важно, чтобы интерес не был навязчивым, так как в этом возрасте дети, как правило, неохотно допускают взрослых в свой внутренний мир. Однако сам факт проявления внимания к их жизни может оказаться очень значимым.

— Правил (ограничений, требований, запретов) не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими.

— Предмет разговора с ребенком должен быть конкретным, затрагивающим суть дела. При этом нельзя касаться личности («ты такой, сякой»), т.к. возникает «круговая оборона», защита своей чести, своего «Я», особенно это касается ситуаций конфликтов, споров, ссор. Разбирая конфликтные ситуации, оценивайте только действия, демонстрируя, что не нравятся именно они, а не сам ребенок как личность.

— Общение должно быть в виде диалога, где существует равенство позиций взрослого и подростка.

— Когда вы говорите о своих чувствах ребенку, говорите от ПЕРВОГО ЛИЦА. О СЕБЕ, О СВОЕМ переживании, а не о нем, не о его поведении. И не стесняйтесь предлагать помощь. Например, вместо того, чтобы сказать «Ты опять получил в «двойку» («тройку») по русскому языку! Ты меня расстраиваешь», лучше сформулируйте свое послание следующим образом: «Я очень переживаю за твои оценки, мне кажется, что ты можешь учиться гораздо лучше. Может быть, я могу тебе чем-то помочь?».

— Помните, что подросток — личность, претендующая на равные со взрослыми отношения и права. Уважайте его право выбора, в том числе право на совершение ошибки.

Принимая самостоятельность ребенка, не сводите ее к вседозволенности. Пусть он определит время возвращения домой, объем задания. Тогда вам легче будет контролировать принятое самим ребенком решение.

— Будьте более внимательным к проблемам ребенка, ведь в его восприятии они имеют не меньшую значимость, чем проблемы взрослых.

— Старайтесь осознавать, что мир взрослого и мир ребенка — два разных мира, что система их ценностей может отличаться. Нужно, чтобы он чувствовал, что взрослые уважают его как личность.

— Постепенно учите ребенка самого справляться со своими трудностями. Пусть самостоятельно ставит цели и определяет пути их достижения.

— Помогайте ребенку выстраивать собственный путь, а не ведите его за собой.

— Позволяйте вашему ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия). Только тогда он будет взрослеть и становиться «сознательным», ответственным за свои решения и поступки.

— Чтобы избегать излишних проблем и конфликтов, соразмеряйте собственные ожидания с возможностями ребенка.

— Показывайте ребенку, что его любят таким, каков он есть, а не его достижения.

— Старайтесь никогда не сравнивать ребенка с окружающими (даже в сердцах), особенно если это сравнение не в его пользу.

— Не стесняйтесь подчеркивать, что вы им гордитесь.

В случае конфликтной ситуации предлагаем родителям применить следующий алгоритм действия

1. Прояснение конфликтной ситуации.

Сначала родитель выслушивает ребенка. Уточняет, в чем состоит его проблема, а именно: что он хочет или не хочет, что ему нужно или важно, что его затрудняет и т.д. Делает он это в стиле активного слушания, то есть обязательно озвучивает желание, потребность или затруднение ребенка.

После этого родитель говорит о своем желании или проблеме, используя форму «Я-сообщения». Например: «Знаешь, я очень ждала этой передачи» (вместо: «Ты что, не знаешь, что я смотрю ее каждый день?!»).

2. Сбор предложений.

Этот этап начинается с вопроса: «Как же нам быть?», «Что же нам придумать?» или «Как нам поступить?». После этого надо обязательно подождать, дать возможность ребенку первому предложить решение (или решения), и только затем предлагать свои варианты. При этом ни одно, даже самое неподходящее, с точки зрения взрослого, предложение, не отвергается. Сначала предложения просто набираются «в корзинку». Если предложений много, их можно записать на листе бумаги.

3. Оценка предложений и выбор наиболее приемлемого.

На этом этапе проходит совместное обсуждение предложений. «Стороны» к этому времени уже знают интересы друг друга, и предыдущие шаги помогают создать атмосферу взаимного уважения. Когда в обсуждении участвует несколько сторон, наиболее приемлемым считается предложение, которое устраивает всех участников.

4. Детализация решения.

После того, как был выбран путь разрешения конфликтной ситуации, необходимо продумать его реализацию вплоть до малейших деталей.

Подростковый возраст. Предупрежден – значит спасён

Узнайте об особенностях подросткового возраста, познакомьтесь с рекомендациями для родителей как выжить и не потерять связь с ребенком в этот непростой для всей семьи период жизни.

Подростковый возраст (его еще называют средним школьным возрастом) – период жизни человека с 11 до 14 лет, период психически нестабильный, противоречивый, переходный. Иногда его можно назвать кризисным, но это индивидуально. Сроки развития человека в этот период зависимы от индивидуальных особенностей. Период протекает очень бурно, причем не только для подростка, но и его окружения (родителей, учителей, родственников).

В чем особенности именно подросткового возраста

1. Линии психического и физического развития идут не параллельно, хотя и одновременно. Это означает, что психическое развитие может не поспевать за развитием физического тела, или наоборот, опережать его.

2. Эмоциональная нестабильность. Это особенность подросткового возраста. Переживание подросткового кризиса может сопровождаться глубокой печалью, ощущением разбитости, полной пассивности из-за гормональной бури. Эмоциональная нестабильность усиливается половым возбуждением.

3. Нарастание явлений пубертата (периода полового созревания). Половое созревание связано с эндокринными изменениями в организме, которое сопровождается сложным интенсивным физиологическим развитием. В этот период может резко увеличиться рост и вес ребенка. Удлиняются конечности, размер кистей и ступней, рост скелета опережает рост мышечной массы и тканей. Этим объясняется сутулость подростков. Как следствие могут возникнуть проблемы с сосудами, появиться головокружения, головные боли, т.к. сердце не успевает расти за костями.

Еще не усваивается внезапная перемена карты тела в пространстве, дети в подростковом возрасте чувствуют себя неуклюжими, сшибают головой шкафы, режут пальцы при нарезке хлеба и т.д. Хороша в этом возрасте спортивная деятельность: плаванье, прыжки на батуте, бег, баскетбол и т.п.

4. Гипертрофированная значимость образа физического «Я». «Физическое Я» – это представление о внешней привлекательности. Оценка качеств происходит сквозь призму ценностей, принятых в семье и у сверстников. Девочки, считающие себя некрасивыми, будут стараться вести себя как очень умные и компетентные, компенсируя свой внешний недостаток. Мальчики максимально подчеркивают свою мужественность (сплёвывают через плечо, ходят вальяжной походкой и т.п.), у девочек желание подчеркнуть свою женственность проявляется в стремлении к косметике и прочим «женским штучкам».

При этом может быть избыточный вес или наоборот худоба, прыщи на лице, пятна пота подмышками. Полные девочки начинают ограничивать себя в еде, а потом объедаться, поскольку гормональная перестройка организма все равно «потребует свое». Так может развиться булимия. Девочки с интенсивным ростом груди сутулятся, другие, наоборот, могут подкладывать что-нибудь в бельё. Все эти хитрости от неуверенности в себе.

Бестактные замечания, окрики взрослых усугубляют пессимизм и дополнительно невротизируют ребенка. Поэтому в этот период важны особые требования к культуре отношений с детьми, к их развивающейся сексуальности в семье. Для подростков с задержкой сексуального развития важно встать на один ранг с взрослым интеллектуально, такие дети характеризуются лучшим развитием волевых качества, поскольку они вынуждены спорить и доказывать свою взрослость в спорах с учителями и родителями.

В образе “физического Я” может появиться неустойчивость из-за неаккуратной шутки взрослого или сверстника: «ноги как нитки», «между ногами конь проскачет» и т.п., при этом может пошатнуться самооценка, это приведет к неуверенности в себе, а затем к пассивности, отчаянию.

5. Новообразованием возраста является чувство взрослости. Молодые люди начинают относиться к себе как к взрослым, это форма самосознания. Они начинают требовать соответствующего отношения от родителей. Однако подростку еще далеко до взрослости и физически, и психически. При этом копируются все взрослые формы в романтических отношениях: переписка в СМС, свидания и т.п.

Очень болезненно в этом возрасте воспринимается неприятие родителями интересов подростка («слушает неправильную музыку», «не так одевается», «выбирает дорогие вещи, телефоны» и т.п.) Осуждение родителей и других значимых взрослых воспринимает очень болезненно, поскольку ребенок считает, что к нему несерьезно относятся.

Ощущая себя взрослым, ребенок видит привилегии прав, поэтому подростки начинают интенсивно, а иногда и агрессивно отстаивать их. В этом возрасте еще нет понимания того, что права влекут за собой обязанности, что это взаимозависимые понятия. Поэтому важно и полезно вменять ребенку какие-то обязанности по дому (к примеру, выносить мусор, покупать хлеб, наводить порядок в доме, мыть полы, забирать младшего брата или младшую сестру из садика и т.п.), после чего можно вести разговоры о правах. Такая позиция способствует развитию взрослости.

6. Особенности личности. Личность в этом возрасте нестабильная, противоречивая, противоположные тенденции и черты борются друг с другом и сосуществуют в личности подростка. Ребенок может быть эгоистичным и одновременно с этим преданным и самопожертвованным, может быть грубым, но при этом очень ранимым; пессимизм сменяется оптимизмом, романтизм – необыкновенной жестокостью, аскетизм – распущенностью мелких уровней.

7. Общение со сверстниками становится в этом возрасте ведущим видом деятельности. В подростковом возрасте появляется феномен дружбы, которая выступает как психологическая поддержка для ребенка. В подростковых микрогруппах может присутствовать нелегальный образ чести: например, хранить тайны, быть на стороне «своих», даже если они не правы и т.п. За нарушение кодекса могут жестоко наказывать.

Формируется «Я-концепция», т.е. система образов, представлений о себе, подросток открывает свой внутренний мир, механизмом идентификации при этом является дружба. Дружба у подростков всегда однополая, дружат, как правило, со своим «зеркалом», с тем, кто очень похож на подростка и позволяет этим узнавать себя лучше. Схожи интересы, внешность, успехи в школе, уровень интеллектуальных способностей, социальное поведение.

Потребность разобраться в себе рождает исповедальность общения – это ведение дневников, открытие сокровенных тайн другу(подруге), страшной страшности секретов и т.д.

8. Увлечения. Выбираются такие, которые повысят чувство взрослости и ощущение независимости от родителей, их мнения. Ребенок хочет отделиться от взрослых даже в выборе увлечений. Может бросить танцы, музыкальную школу, борьбу и т.п., все то, что было «навязано» родителями.

Увлечения (по А.Е. Личко) могут быть:

– интеллектуальные, эстетические (любовь к интересным занятиям: история, литература, техника и т.п.);

– эгоцентрические (по видам могут быть как интеллектуальные, основная цель их – привлечь к себе внимание своими успехами. Ребенок стремится выделяться оригинальностью, ищет увлечения, в которых он будет самый талантливый, самый успешный);

– телесно-мануальные (связаны с намерением укрепить свою силу, выносливость. Это все виды спортивных занятий: ушу, борьба и т.п. Удовольствие приносит не только результат, но и сам процесс);

– накопительные (это коллекционирование во всех направлениях: марки, фильмы, музыка, денежные знаки и пр.).

– информационно-коммуникативные (основная цель – обмен постоянно меняющейся и обновляющейся информацией, обмениваются новостями из музыкальных каналов, модных молодежных журналов, сайтов и т.п. «Я вчера в интернете прочитала…». Это все об этом. При этом информация усваивается на достаточно поверхностном уровне и надолго не запоминается.

Именно в такой среде легко возникает опасность увлечения азартными играми, раннего алкоголизма, употребления ПАВ, асоциального поведения. Потому что подросток не занят делом, не занят ничем по сути. Алкоголь к тому же является адаптогеном в этом возрасте).

Разумеется, протекание подросткового “кризиса” индивидуально, большое значение, конечно, имеют внутрисемейные отношения, взаимоотношения родители-подросток, супружеские отношения, стиль воспитания каждого из родителей, история семьи и т.п. С этим можно работать индивидуально в каждой отдельно взятой семье. опубликовано econet.ru .

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание – мы вместе изменяем мир! © econet

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:

Ссылка на основную публикацию